“Тайна” первого старта
На снимке: Б. Зефиров на заре мотоциклетной биографии. (Фото 1937 г.).
Солнечный воскресный день 25 июня 1944 года… До финиша оставалось несколько сот метров. Гонщик, изрядно уставший и вымотанный непрерывной борьбой с бездорожьем, продолжал упрямо покорять трассу. Вот и последний поворот, прямая и… Сбросив до предела накрученную ручку газа и остановив мотоцикл, он бессильно опустил руки: все, финиш. Тут же подошедший судья объявил: лучшее время. Победа!
Борис Зефиров от переполняющего чувства радости поцеловал пыльный бензобак еще пышущего жаром двухколесного напарника. Не подвел железный конь! А позади осталась изматывающая 40-километровая дистанция с крутыми лесными спусками, сложными подъемами, болотистыми бродами через Грязнушку. Всем тем букетом бездорожья, что могут преподнести ирбитские Бугры. В первые минуты Борис еще до конца не осознавал, что он, оставив позади своих друзей-соперников, стал победителем первого мотокросса в Ирбите. Досье из архива автора
Зефиров Борис Владимирович, 1911 года рождения, механик-водитель экспериментальной мастерской. В мотоспорте с 1937 года, начинал в ДСО “Рот- Фронт”, Москва. В Ирбите с января 1942 года. Выступал на первенствах СССР 1945-1946 годов. Победитель первенства страны. Бессменный механик ирбитской команды с уважительным прозвищем Мото-папа.
… В предпоследний год войны, сорок четвертый, фронт все дальше откатывался на запад. Завод, как и вся страна, ожидал окончания этой страшной войны.
Хорошо зная друг друга еще по Москве и по общим стартам, они все чаще вспоминали довоенные гонки и свое участие в них. Однажды кто-то произнес вслух: что, если здесь попробовать? Все поддержали и стали развивать мысль дальше, обосновывать так, чтобы администрация завода дала “добро”. Самый авторитетный из них, Игорь Окунев, “взял на себя» главного конструктора Н. П. Сердюкова, от мнения которого зависело многое. И убедил его.
Досье из архива автора
Окунев Игорь Иванович, 1908 года рождения. ведущий инженер-конструктор. В мотопромышленности с 1932 года, спортом увлекся в 1938 году в Москве. В Ирбите с ноября 1941 года. В 1945-м установил рекорд СССР. В августе 1947-го вернулся в Москву.
Имея в лице Николая Петровича такую “тяжелую артиллерию”, энтузиасты воспрянули духом. Поддержал идею и начальник моторного цеха В. И. Рожков. Все вместе смогли убедить и главного инженера С. И. Кульпина в том, что мотокросс заводу нужен. Это и обкатка мотоциклов, и проведение сравнительных испытаний с зарубежными образцами в экстремальных условиях, и, наконец, показ ирбитчанам возможностей выпускаемой ими техники.
Решили, что на германском БМВ выступит Зефиров, а на английском “Роял Энфильде” — Окунев. Остальные будут стартовать на ирбитских “семьдесят вторых”. И все на одиночках, так как в то время коляски выпускал только Горьковский мотозавод.
Набралось около десятка участников. Были еще желающие, в основном молодежь с участка обкатки, но их, 15-17-летних пацанов, решили пока не брать. Дело серьезное, а мотоциклы-одиночки тяжелые, да и трасса предполагалась не из легких. Из ирбитчан взяли Петра Черепанова — все же постарше.
Досье из архива автора
Черепанов Петр Дмитриевич, 1923 года рождения, слесарь экспериментальной мастерской. В 1942-1943 годах — участник Великой Отечественной войны. Ранен под Сталинградом, комиссован. Первый коренной ирбитчанин, принявший участие в мотокроссе. Над тем, где проводить кросс, долго не размышляли. Ребята-обкатчики показали Василию Сухорукову “прелести’’ труднодоступных Бугров, и он, захватив с собой опытного Александра Орлова, съездил в разведку. Место им понравилось, и чуть позже, собравшись все вместе, проложили трассу, определив дистанцию кросса в несколько кругов.
Досье из архива автора
Сухоруков Василий Ильич, 1907 года рождения, начальник испытательной станции (главный обкатчик). В Ирбит прибыл в январе 1942 года из Москвы. Выехал из Ирбита в декабре 1946 года.
Орлов Александр Иванович, 1916 года рождения, начальник участка моторного цеха. Работал на Подольском мотозаводе. Учился в институте физкультуры на инструктора мотодела. С 1940 года — на Серпуховском мотозаводе. В Ирбит прибыл в апреле 1942 года. В 1947 году вернулся в Серпухов.
В воскресенье, 25 июня, группами и в одиночку поднимался народ по Пушкаревой горе на окраину Бугров, в район лыжной базы. Там в 12 часов дня должен начаться Первый мотокросс — зрелище для ирбитчан невиданное. В числе первых — вездесущие пацаны, среди которых особой группой выделялись юные обкатчики. Не знали они еще, что не-которым из них в ближайшем будущем предстоит продолжить ‘по начинание москвичей и поднять ирбитский мотоспорт до высот всесоюзной известности. Все это будет через год-другой, а пока…
Болельщиков собралось много, и все с интересом наблюдали за последними приготовлениями спортсменов. Сосредоточенно-озабоченные, в черных комбинезонах и танкошлемах, стояли они у выстроенных по порядку мотоциклов. Наконец отправился в путь первый участник, через некоторое время — второй. И так, с раздельным стартом, на дистанцию ушли все гонщики. Зрители с нетерпением ожидали их появления после очередного круга, не переставая бурно обсуждать шансы того или иного претендента на победу.
Первый шаг в истории ирбитского мотоспорта был сделан. Почему же он остался неизвестным?
Версия
Опубликовав в одном из своих июньских номеров небольшое сообщение о том, что состоится первый мотокросс, газета “Коммунар’’ в дальнейшем хранила молчание, хотя событие это для города было неординарное.
Причиной мог быть несчастный случай, произошедший во время гонки из-за просчетов в организации соревнований. По неподтвержденным данным, один из участников при обгоне соперника с большим ходом влетел в не ограждённую яму и разбился. Возможно, даже погиб. И, как следствие, “указующий перст» ВКП(б) “поставил всех на место».
Отсюда при полном молчании прессы предание забвению первого мотокросса и годовая пауза до начала следующих стартов.
А. БУЛАНОВ, мастер спорта СССР.