НАШИ ЭКСПОНАТЫ: Мопед «Карпаты»

«Карпаты» (укр. Карпати) — мопед, (мокик) выпускавшийся на Львовском мотозаводе.

В 1970 было начато производство серии мопедов «Верховина», которые оказали существенное влияние на советскую мототехнику того времени[1]. С весны 1981 года завод стал выпускать модель «Карпаты-1»; в 1986 году её сменила модифицированная модель «Карпаты-2». Мокики «Карпаты-2» и «Дельта» (Рижского мотозавода) были c аналогичными по конструкции моторами.

Выпускались модели:

  • «Карпаты» (ЛМЗ-2.160, ЛМЗ-2.160C, ЛМЗ-2.160-01) — двигатель Ш-58, S-62, S-62M или V-50
  • «Карпаты-2»(ЛМЗ-2.161) — отличался от модели «Карпаты» формой бака (отсутствуют круглые резинки на баке, пластмассовыми крышками на раме (до 1986 года маленькие крышки с цифрой «50») и задний квадратный фонарь. Устанавливались двигатели V-50 (позже V-50M) с ручным переключением передач или V-501 (позже V-501M) с ножным переключением передач..
  • «Карпаты-2 Люкс»(ЛМЗ-2.161Л, ЛМЗ-2.161Л-01) — на модель «Карпаты-2 Люкс» дополнительно устанавливали указатель поворота и усиленный багажник, рассчитанный на вес в 15 кг. На модель ЛМЗ-2.161Л-01 устанавливался двигатель V-50 или V-501 (позже V-50M или V-501M)..
  • «Карпаты-2 Спорт»(ЛМЗ-2.161С, ЛМЗ-2.161С-01) — данной модели придали спортивный облик: выхлопная труба верхнего расположения с установленным на ней защитным кожухом (экраном), руль с дополнительной перемычкой (как у спортивных мотоциклов), изменена форма заднего багажника и крепления переднего крыла. Между задним фонарём и сиденьем была установлена ручка-бугель для удобства переноски мопеда. Машины окрашивались красный, оранжевый, зелёный, вишнёвый, бежевый цвета[. На модель ЛМЗ-2.161С устанавливался двигатель V-50 или V-501 (позже V-50M или V-501M).

С 1984 года предполагался выпуск мопеда «Львов» (ЛМЗ-2.170) с двигателем M531/541 KG-40 производства немецкой компании Simson.

В XXI веке мопеды «Карпаты» демонстрируются в музеях советских ретроавтомобилей и в частных коллекциях.

Мопед «Карпаты» выпускался с 1981 года по 1997 год. Отличия Карпат:

  • КарпатыС 1981 по 1985 год передняя фара была металлическая чёрного цвета с хромированным ободком, крылья хромированные, боковые чёрные пластмассовые крышки на раме с оттиском 50, задний фонарь не квадратный, багажник хромированный. Карпаты первых выпусков 1981-1982 гг. имели закрытые задние амортизаторы, пружины не было видно. Двигатель Ш-58 ставился только в 1981 году. С 1981 по 1982 г. устанавливался мотор S-62. C 1982 по 1983 г. устанавливался мотор S-62M. С 1984г ставился V-50 с тонкими валами КПП. Цвета мопедов Карпаты: Зелёный, вишнёвый, кирпично-оранжевый, красный, голубой.
  • Карпаты-2С 1986 по 1997 год устанавливалась металлическая фара с хромированным ободком до 1987 г., с 1988—1990 гг. большая пластмассовая квадратная фара, с 1991-1997 гг. — маленькая пластмассовая квадратная фара. Крылья хромированные до 1989 года, с 1989 по 1997 крылья красились в один цвет с рамой, боковые крышки массивные без надписей, задний фонарь квадратный, багажник был покрашен в цвет мопеда. Цвета мопедов Карпаты-2: Кирпично-оранжевый, вишнёвый, тёмно-красный, зелёный, жёлтый, голубой, чёрный.
  • Недостатки мопеда Карпаты. По воспоминаниям владельцев мопедов Карпаты 80-х—90-х. Слабые места на Карпаты — это сама рама. Рама была сделана из некачественной стали неизвестной марки. Практически каждая рама была криво сварена уже на заводе. Если посмотреть на мопед сзади, то было видно колеса стояли Х-сом. Лопалась рама на сварочных местах. При повторной проварке лопалась уже рядом с новым швом. На раме трескались и отрывались все кронштейны крепления двигателя, крепления заднего крыла, а также рулевая колонка. Качество приваренных криво деталей на заводе о себе давало знать буквально сразу. Рама Карпат-1 до 1985 года была крепче, чем после 1985 г. Рамы мопеда Верховина были намного крепче и качественней как по металлу, так и по сварочным местам.
  • Многие мальчики 80-х—90-х при прыжке с горки оставались с рулем в руках и со шрамом на лице. На Карпатах практически никогда в кроссе не участвовали. Карпаты мог пустить волну (как в верхнем брейкденсе), если его хорошо пошатать за руль.
  • Неудачная конструкция ведомой звезды на колесе как на первых моделях Карпаты-1 (звезда была жёстко прикручена к колесу через алюминиевый треугольник. Раскручивались болты постоянно, звезда болталась, болты тёрлись об задний маятник и заднее колесо заклинивало с известными последствиями вплоть до падения, выламывания части вторичного вала с двигателя вместе в ведущей звездой и частью картера), так и на последних. Хотя на Верховине-3 первых выпусков стоял надёжный узел, схожий по конструкции с Ригой. Но завод пошёл своим путём, т.е. упростил конструкцию.
  • Плюсы по сравнению с мопедом ДЕЛЬТА.У Всех мопедов Карпат стояло удобное сидение с бардачком под ключи и велосипедный насос. Бензобак на 7 литров.