НАШИ ЭКСПОНАТЫ: «Чезет»

История мотоцик лов Чезет (ČZ), и почему он так похож на Яву (JAWA)

Все мы хорошо знаем мотоциклы Ява и Чезет, но вот почему первые были немного популярнее. Ведь это же были практически одинаковые мотоциклы, или все же нет? Сейчас в этом немного разберемся.

Эти оба мотоциклы появились практически в одно время. Уже в 30-е годы прошлого столетия на европейских дорогах появлялись первые мотоциклы Jawa, Чешский оружейный завод ČZ так же решил попробовать свои силы в выпуске мотоциклов. И как большинство производителей мотоциклов, началось все с малокубатурного мотоцикла, больше напоминавший велосипед с мотором объемом в 60 кубиков, но эта конструкция была не совсем типична, мотор располагался на переднем колесе, но увы мотоцикл был крайне не удачным, ни один экземпляр не был продан. Далее последовали более удачные модели, которые дали старт предприятию, появились 98 и 175 моторы, и мотоциклы уже имели более серьезный вид. Это продолжалось вплоть до окончания второй мировой, в итоге Чезет переходит в концерн Явы, т.е. в какой-то степени становиться дочерним предприятием. После этого выпускаются мотоциклы разработанные JAWA, это были 123-х 148-кубовые мотоциклы. Не смотря на это Чезет все же разрабатывает собственные мотоциклы, но это уже новый путь — разработка спортивных, известных по всему миру кроссовых мотоциклов.

И так в 62-м году появляется на свет первый кроссовый 250-кубовый мотоцикл Чезет. И этот мотоцикл показал себя с лучшей стороны, настолько что уже в ближайшее время на нем выступали гонщики с мировым именем, одним из таких был Игорь Григорьев. Историю кроссовых мотоциклов стоит описать в отдельную статью, так как она довольно богата, эти мотоциклы достигли огромных высот в спорте. Эти мотоциклы так же стали участниками клубов ДОСААФ, и честно говоря по нынешним меркам эти кроссовые мотоциклы очень не дурны. В свое время эти мотоциклы составляли отличную конкуренцию HUSQVARNA, и не которое время считались едва ли не лучшими.

В 70-х годах появляются дорожные мотоциклы Чезет, которые нам известны очень хорошо. Были 250 и 350-кубовые мотоциклы, вторые были популярнее. И опять же эти мотоциклы получили признание среди мотоциклистов.

Основной удар по предприятию нанес распад советского блока, так как это загнало завод в очень плохую ситуацию. Но предприятию помог контракт с Cagiva- Итальянский производитель мотоциклов, которые имели хорошую славу в раллийных соревнованиях. После этого там выпускались Итальянские мотоциклы, но не долго, так как это производство понесло убытки, в итоге после этого завод не выпускал мотоциклы. На данный момент предприятие действующее, выпускают гражданскую и военную продукцию